Регуляторная гильотина, или лес рубят – щепки летят
А. Н. Колубков, директор ООО ППФ «АК», вице-президент НП «АВОК», аттестованный специалист НП «АВОК» по направлению «Проектирование инженерных систем зданий и сооружений»;
А. Л. Белов, заместитель технического директора ООО «Данфосс» – коллективный член НП «АВОК» категории «Премиум»
Любая система, если ее периодически не обновлять, обрастает ошибками, громоздкими или неудобными правилами, устаревшими нормативами и прочими сдерживающими развитие факторами. Законодательная система не исключение и также подвержена «засорению» избыточными нормативными документами. Понимая это, Правительство Российской Федерации разработало ряд мер, в просторечье именуемых «регуляторная гильотина», направленных на очистку существующей законодательной базы от морально и физически устаревших законодательных актов. Такое решение можно только приветствовать, если бы не дьявол, который, как известно, в деталях и который способен превратить любое благое дело в его противоположность.
Ярким примером неудачного применения «регуляторной гильотины», превращающей ее фактически в очередную кампанию, является замена постановления Правительства РФ № 18 (далее – ПП № 18)1 постановлением Правительства РФ № 2035 (далее – ПП № 2035)2.
Сравним, какие требования были предусмотрены ПП №18 и что от них осталось в ПП № 2035.
Обязательность исполнения требований
ПП № 18 определяло требования энергетической эффективности как обязательные, причем предусматривалась возможность введения дополнительных требований энергетической эффективности:
«П. 4. в) обязательные технические требования, обеспечивающие достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности…
г) дополнительные технические требования, обеспечивающие достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности…»
В ПП № 2035 слово «обязательные» исчезло вместе с возможностью введения дополнительных требований:
«П. 1. Настоящие Правила определяют содержание и порядок установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений (далее – требования энергетической эффективности)».
Остается задуматься, что будет с исполнением «просто требований», если даже «обязательные требования» у нас, увы, не всегда выполняются.
Показатели энергоэффективности и энергосберегающие мероприятия
⚫ В ПП № 18 было детально прописано, какие именно показатели энергоэффективности, кто, в какие сроки, в каких зданиях и при каких видах работ определяет и следит за их выполнением:
«П. 5. Сфера применения требований энергетической эффективности определяется с учетом:
а) категории здания…
б) категории лиц, ответственных за обеспечение требований энергетической эффективности;
в) сроков, в течение которых… обеспечивается выполнение требований энергетической эффективности;
г) даты, с которой соответствующие требования энергетической эффективности вступают в силу.
П. 6. Требования энергетической эффективности в отношении зданий, прошедших капитальный ремонт, устанавливаются дифференцированно в зависимости от вида капитального ремонта.
П. 7. К показателям, характеризующим выполнение требований энергетической эффективности, относятся:
а) показатель удельного годового расхода энергетических ресурсов на отопление и вентиляцию для всех типов зданий, строений, сооружений;
б) показатель удельного годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды и показатель удельного годового расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение для многоквартирных домов;
в) показатель удельного годового расхода энергетических ресурсов на охлаждение (включая кондиционирование) для всех типов зданий, строений, сооружений, за исключением многоквартирных домов».
В ПП № 2035 все предельно лаконично, необходимо только определить некие показатели энергоэффективности, характеризующие величину расхода энергетических ресурсов:
«П. 2. Установление требований энергетической эффективности осуществляется путем определения:
а) показателей, характеризующих удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении…»
Для каких именно систем, кому и в какие сроки следует эти показатели определить, кто ответит головой или хотя бы карьерой за их невыполнение – на эти вопросы ПП № 2035, увы, не отвечает, хотя есть Приказ Минстроя России от 06.06.2016 N 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, но нет сведений о его выполнении».
⚫ ПП № 18 определяло конкретные мероприятия по энергосбережению для жилых и общественных зданий, которые следует проводить. В частности, речь шла о необходимости применения погодозависимой автоматики, гидравлических регуляторов давления и расхода, радиаторных терморегуляторов, автоматики систем освещения:
«П. 8(1). К первоочередным требованиям энергетической эффективности относятся:
а) для административных и общественных зданий… при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте внутренних инженерных систем теплоснабжения:
установка (при условии технической возможности) оборудования, обеспечивающего в системе внутреннего теплоснабжения здания поддержание гидравлического режима, автоматическое регулирование потребления тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, приготовление горячей воды и поддержание заданной температуры в системе горячего водоснабжения;
оборудование (при условии технической возможности) отопительных приборов автоматическими терморегуляторами (регулирующими клапанами с термоэлементами) для регулирования потребления тепловой энергии в зависимости от температуры воздуха в помещениях;
б) для многоквартирных домов, подключенных к системам централизованного теплоснабжения, при строительстве – установка (при условии наличия технической возможности) оборудования, обеспечивающего в системе внутреннего теплоснабжения многоквартирного дома поддержание гидравлического режима, автоматическое регулирование потребления тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, приготовление горячей воды и поддержание заданной температуры в системе горячего водоснабжения;
в) для помещений административных и общественных зданий… для систем освещения, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте внутренних инженерных систем освещения – использование для рабочего освещения источников света со светоотдачей не менее 95 лм/Вт и устройств автоматического управления освещением в зависимости от уровня естественной освещенности, обеспечивающих параметры световой среды в соответствии с установленными нормами».
В ПП № 2035 ничего подобного просто нет!
⚫Авторы ПП № 18 не забыли даже о нетрадиционных источниках энергии и предусмотрели возможность ввода дополнительных требований энергетической эффективности!
«П. 9. К дополнительным техническим требованиям, обеспечивающим достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности, относятся:
а) требования по интеграции в энергетический баланс зданий, строений, сооружений нетрадиционных источников энергии и вторичных энергоресурсов…»
Нечего и говорить, что в ПП № 2035 про нетрадиционные источники энергии ничего не сказано.
Энергопотребление зданий
⚫ Параметры удельного годового расхода энергии для всех инженерных систем здания ПП № 18 предписывало вносить в энергетический паспорт здания:
«П. 10. Показатели, указанные в пункте 7 настоящих Правил, включаются в энергетический паспорт здания, строения, сооружения, требования к составу, форме и содержанию которого определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Это делало данный документ весьма полезным для практического применения: например, при капитальном ремонте или для присвоения класса энергетической эффективности здания.
ПП № 2035 подобных требований не содержит вообще.
⚫ Пожалуй, одним из основных требований ПП № 18 было требование к заказчику обеспечить 5- или 10-летнюю (в зависимости от класса здания) гарантию на поддержание параметров энергетической эффективности с инструментально-расчетным подтверждением достигнутых величин.
«П. 13. Для многоквартирных домов среднего (нормального) и высокого класса энергетической эффективности срок, в течение которого застройщиком обеспечивается выполнение показателей, указанных в пункте 7 настоящих Правил, составляет не менее 5 лет с даты ввода их в эксплуатацию. Для многоквартирных домов наивысших классов энергетической эффективности застройщиком обеспечивается выполнение показателей, указанных в пункте 7 настоящих Правил, в течение не менее чем первых 10 лет эксплуатации. При этом в гарантийных обязательствах по вводимому в эксплуатацию зданию во всех случаях предусматривается обязанность застройщика по обязательному подтверждению нормируемых энергетических показателей как при вводе дома в эксплуатацию, так и по последующему подтверждению с использованием инструментально-расчетных методов, предусматривающих получение информации по показаниям приборов учета с последующим приведением к расчетным условиям для сопоставимости с базовыми значениями не реже чем 1 раз в 5 лет».
Данное требование вынуждало заказчика использовать качественное и реально работающее оборудование и современные схемы инженерных систем. Устанавливать абы что, чтобы просто формально выполнить требования энергосберегающего законодательства, не имело смысла, так как инструментально подтвердить экономию тепла с неработающим в принципе, например, «электронным» элеватором было невозможно.
ПП № 2035 сняло эти требования как избыточные.
⚫ ПП № 18 предусматривалось последовательное уменьшение показателей потребления энергии по отношению к базовому уровню:
«П. 15(1). После установления базового уровня требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений требования энергетической эффективности должны предусматривать уменьшение показателей, характеризующих годовые удельные расходы энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, не реже чем 1 раз в 5 лет:
а) для вновь создаваемых зданий, строений, сооружений с 1 января 2018 г. – не менее чем на 20 процентов по отношению к базовому уровню, с 1 января 2023 г. – не менее чем на 40 процентов по отношению к базовому уровню, с 1 января 2028 г. – не менее чем на 50 процентов по отношению к базовому уровню;
б) для реконструируемых или проходящих капитальный ремонт зданий (за исключением многоквартирных домов), строений, сооружений с 1 января 2018 г. – не менее чем на 20 процентов по отношению к базовому уровню».
Такое положение заставляло работать управляющие компании, практически вынуждало пользоваться установленным энергосберегающим оборудованием и своевременно его модернизировать, чтобы обеспечить снижение потребления энергоресурсов.
В ПП № 2035 таких требований нет.
Мониторинг данных
⚫ ПП № 18 предписывало Минстрою собирать и анализировать полученную информацию о продвижении мероприятий по энергетической эффективности, определять, какие из них подтвердили свою эффективность, а какие нет, – фактически разрабатывать стратегию энергосбережения для страны.
«П. 18. На основании ежегодного анализа энергетической эффективности вводимых в эксплуатацию новых и реконструируемых зданий, строений, сооружений Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации принимает решение о целесообразности более ранних сроков уменьшения показателей, характеризующих величину годового удельного расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, и об установлении соответствующих им требований энергетической эффективности».
ПП № 2035 избавило Минстрой России от необходимости заниматься таким «ненужным» делом, как анализ реальной ситуации по энергосбережению в отрасли.
⚫ Согласно положениям ПП № 18, для присвоения зданию класса энергетической эффективности следовало сравнить фактические, то есть полученные с помощью приборов учета, показатели энергопотребления здания, с базовыми значениями.
«П. 3(1) Класс энергетической эффективности многоквартирного дома:
а) определяется органом государственного строительного надзора… при соответствии в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
б) определяется органом государственного жилищного надзора в процессе эксплуатации многоквартирного дома на основании фактических значений показателей годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов, определенных инструментально-расчетным методом.
5. Класс энергетической эффективности определяется:
исходя из сравнения (определения величины отклонения) фактических, определенных инструментально-расчетным методом (для вновь построенных, реконструированных и прошедших капитальный ремонт многоквартирных домов) значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов, отражающего удельный расход энергетических ресурсов на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на электроснабжение в части расхода электрической энергии на общедомовые нужды, и базовых значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме».
Таким образом, исключалась возможность подтасовки данных и искажения реальной картины состояния энергосбережения в стране.
ПП № 2035 предписывает для присвоения класса энергетической эффективности сравнивать проектное значение показателя энергоэффективности с нормативным.
«П. 5. Класс энергетической эффективности определяется исходя из сравнения (определения величины отклонения) фактического значения показателя (проектного значения показателя – для многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию), характеризующего удельную величину расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, и нормативного значения показателя, характеризующего удельную величину расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, установленного в требованиях энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений».
Согласно действующему Приказу Минстроя России от 06.06.2016 N 399/пр, фактические значения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов определяются на основании показаний общедомовых приборов учета энергетических ресурсов, но никак не по проектным данным.
Неудивительно, если в скором времени окажется, что у нас все здания без проведения фактических работ по энергосбережению, станут отвечать самым высоким требованиям энергетической эффективности! Но это вряд ли получится, ведь задача экономии топливно-энергетических ресурсов на 40 % к 2024 году ставилась правительством и им же отменяется в 2020 году. По факту это просто признание невыполнения поставленных задач.
Выгодополучатели от ПП № 2035
В заключение с тревогой хочется отметить, что у властей в настоящее время наблюдается явная потеря интереса к энергосбережению. Постоянно на самом высоком уровне вбрасываются идеи о ненужности приборов учета тепла, газа, воды, погодозависимой автоматики, гидравлических регуляторов давления и расхода, о якобы невозможности, дороговизне и сложности эксплуатации парка этих приборов в России.
Мотивы продвигающих эти идеи ресурсников и застройщиков совершенно ясны: они хотят увеличить свою прибыль, ведь без работающего прибора учета и регулирующей потребление автоматики можно отпускать энергоресурсы по нормативам, которые при наличии соответствующего административного ресурса можно увеличивать до необходимого размера.
Выигрыш этих участников рынка понятен. А кто же остается в проигрыше? Как обычно, мы с вами – простые собственники жилья в многоквартирных домах, которых пытаются лишить возможности платить за реально потребленное, а не нарисованное на бумаге тепло, а также регулировать теплопотребление в наших квартирах по своему усмотрению, а не по воле ресурсоснабжающей организации, которая с помощью перетопов пытается увеличить выручку; мы с вами, живущие в домах с инженерными системами полувековой давности, но с радующими глаз чиновника табличками высокой энергоэффективности на фасаде.
Что делать
Было бы замечательно, если бы к людям, принимающим ответственные решения, пришло понимание очень простых вещей – невозможно отрегулировать, оптимизировать, улучшить работу того, что невозможно посчитать. Поэтому если мы хотим идти в будущее, если мы хотим оставить какую-то толику природных ресурсов нашим детям и внукам, если мы хотим выиграть в конкурентной борьбе у других стран, то просто обязаны создать такую же систему учета каждого киловатта тепла, каждого куба воды и киловатта электроэнергии, какая действует для учета денежного потока в финансовой сфере. А к каждой попытке уйти от приборного учета ресурсов относиться так же, как налоговая инспекция относится к отсутствию кассы у рыночного торговца.
Государство должно понять, что за счет экономии ресурсов можно развивать страну, получая выгоду от их продажи за рубеж, пока еще покупают не в ущерб условиям проживания своих граждан.
1 Постановление правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (вместе с Правилами).
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 года № 2035 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».