В нашей стране на протяжении нескольких лет действует государственная программа по материальному стимулированию мероприятий по повышению энергоэффективности многоквартирных жилых домов (МКД). Данная программа реализуется государственной корпорацией Фонд содействия реформированию ЖКХ в рамках выполнения капитального ремонта МКД и направлена на активное внедрение погодного регулирования систем отопления, утепление фасадов, замену и тепловую изоляцию трубопроводов отопления и горячей воды.
Основными критериями участия МКД в программе повышения энергоэффективности является наличие у жильцов многоквартирного дома специального счёта на капитальный ремонт и действующего узла учёта тепловой энергии. В этом случае многоквартирные дома могут рассчитывать на возмещение до 80% средств, потраченных на энергосбережение через государственную корпорацию Фонд содействия реформированию ЖКХ.
Установка узлов автоматического регулирования потребления тепловой энергии (погодного регулирования) или по другому автоматизированных тепловых пунктов (АТП) является первоочередным мероприятием повышения энергоэффективности жилых и общественных зданий.
С каждым годом всё большее количество жилых домов Российской федерации принимает участие в программе по повышению энергоэффективности. Информация об этом размещена на сайте государственной корпорации Фонда содействия реформированию ЖКХ:
https://fondgkh.ru/napravleniya-deyatelnosti/energoeffektivnyy-kapremont/ob-energoeffektivnom-kapremonte/
К сожалению, на сегодняшний день Смоленская область не может принимать участие в этой программе, ввиду того, что из перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предусмотренных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 5 Закона Смоленской области от 31.10.2013 N 114-з, Законом Смоленской области от 19.12.2019 г. № 137-з были исключены работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа).
Главным условием предоставления финансовой поддержки от Фонда реформирования ЖКХ, является внедрение погодного регулирования (АТП), которое приводит к снижению теплопотребления жилыми домами на 20 — 45% в год. Срок окупаемости установки АТП составляет в среднем 2-3 года. Объекты с нагрузкой около 1 Гкал/ч окупаются за один отопительный сезон.
Кроме всего выше сказанного автоматизация ИТП приводит к снижению выбросов парниковых газов в среднем на 100-200 тонн СО2 в год с одного МКД (данные взяты из расчёта возможной экономии теплопотребления в результате внедрения энергосберегающих мероприятий программой Помощник капремонта с сайта Фонда реформирования ЖКХ).
Многие собственники МКД в г. Смоленске и Смоленской области, хотят у себя в домах установить АТП за счёт средств на капитальный ремонт, собираемых на специальном счёте, но не могут этого сделать из-за отсутствия в перечне работ по капремонту пункта по установке узлов учёта и регулирования потребления теплоснабжения.
Наша компания, имеющая огромный опыт внедрения автоматизированных тепловых пунктов в Смоленской области, повсеместно наблюдает одну и ту же картину – чрезмерное потребление тепловой энергии жилыми и административными зданиями до автоматизации ИТП и резкое снижение её потребления сразу после установки автоматизированных тепловых пунктов.
Установка АТП приводит к поддержанию постоянной температуры внутри помещений вне зависимости от температуры наружного воздуха и как следствие, создаёт комфортные условия пребывания людей в помещениях и приводит к значительному снижению расходов на отопление.
К сожалению, пункт по модернизации (автоматизации) систем отопления жилых домов отсутствует не только в перечне работ по капитальному ремонту, но и в постановлении Администрации города Смоленска от 19 декабря 2013 года N 2269-адм «Об утверждении схемы теплоснабжения города Смоленска на период 2014 – 2029 годов». В этом постановлении предусмотрены только мероприятия по модернизации или замене источников тепловой энергии и тепловых сетей. Например, в аналогичной программе г. Екатеринбурга, в период 2020-2022 годы предусмотрена установка более 2000 автоматизированных тепловых пунктов по «независимой» схеме!
Производство качественной тепловой энергии в достаточном количестве и её транспортировка до потребителя, к сожалению, не приводит к её экономии. Тепловой энергии в Смоленской области производится достаточно, но расходуется она крайне не экономно, что подтверждает наш многолетний опыт. Потенциал экономии огромен! Снижение температуры «обратки» из систем отопления только на 1°С приводит к экономии тепловой энергии 4-5%. Узаконенные осенне-весенние «перетопы», когда темпера-тура теплоносителя по утверждённому Администрацией г. Смоленска температурному графику не может быть снижена менее 70°С из-за необходимости нагрева воды в ЦТП, в которых также отсутствует какая либо автоматизация отопления, и зимние «недотопы» из-за несоблюдения этого же температурного графика приводят к значительному пере-расходу тепла и большим переплатам за него.
Остро встает вопрос о возвращении в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, который сформирован исходя из минимального размера взноса работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа).
Это позволит жителям Смоленской области воспользоваться государственной программой Фонда содействия реформированию ЖКХ по повышению энергоэффективности жилых домов и уменьшить расходы на отопление.
Однако, имеем то, что имеем.